На
Главную
ГДЗ:
Английский
язык Алгебра Геометрия Физика Химия Русский
язык Немецкий
язык
Подготовка к экзаменам (ЕГЭ) Программы и пособия Краткое содержание Онлайн учебники
Шпаргалки Рефераты Сочинения Энциклопедии Топики с переводами
 Полезные раделы:
 1.Сборники сочинений - скачать >>>
 2.Рефераты по литературе >>>
 2.Краткое содержание литературных произведений и биографии писателей и поэтов.>>>
Сочинения по русскому языку и литературе.
Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души".
Сочинения (см. по автору произведений)
Работу над произведением «Мертвые души» Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и серьезного подхода.
Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть недостатки, найти их причины, указать пути решения проблем; рассмотреть положительные начала русской жизни, выразить твердую уверенность в лучшем будущем страны. В соответствии с поставленными задачами само произведение должно было быть значительным — и по объему, и по композиции, и по сюжету. События, положенные в основу «Мертвых душ», основывались на традиционной переписи населения, которую государство проводило один раз в десять — пятнадцать лет. Главный герой решает отправиться в губернский город с целью приобретения «мертвых душ», «которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые». Ничего подобного в русской литературе еще не было. Поэтому произведение Гоголя заведомо должно было отличаться и по жанру, и по композиции от всего существовавшего до тех пор. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, — говорил писатель, — не похожа ни на повесть, ни на роман».
Сам автор в процессе создания своего произведения называл «Мертвые души» то романом, то повестью, то поэмой. Произведение должно было быть большим по объему: писатель задумывал написать три тома. В нем огромное количество действующих лиц. Но главным героем является все-таки собирательный, обобщенный образ России. Именно это дало Гоголю право окончательно определить жанр «Мертвых душ» как эпическую поэму. С давних времен так назывались народные произведения, в которых изображались жизнь и борьба всего народа. Подобный литературный жанр давал возможность автору «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей своей громаде». В произведении Н. В. Гоголя действительно, как в любой поэме, присутствует и лирический настрой, и эпическая широта повествования, и значительная роль авторской «партии». Но «Мертвые души» содержат в себе также многие важнейшие черты социально-психологического романа, такие, например, как «строго и умно задуманная завязка», умение раскрыть судьбы разных героев, постепенное развитие основной идеи, драматизм сюжетной линии. Во многом творение Гоголя напоминает даже эпопею, в которой, по словам В. Г. Белинского, «героем… бывает хотя и частное и невидное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Это произведение, подобно роману-эпопее, охватывает «не некоторые черты, но всю эпоху времени», показывает весь народ, все его слои и разновидности. И все-таки жанр этого произведения совершенно уникален. В результате сочетания различных жанровых признаков и художественных традиций в нем соединяются судьбы отдельных героев с судьбой нации, страны, народа, в нем отображена яркая и красочная «картина нравов», вобравшая в себя философские размышления автора. Здесь повествование постоянно сменяется лирическими отступлениями, беспощадная проза жизни переплетается с поэтическими картинами, а «живой поток» жизни — с четкой авторской позицией. Идею, композицию, стиль «Мертвых душ» характеризует двуплановость, постоянное противопоставление идеальной и реальной жизни, мечты и действительности, добра и зла, комического и трагического.
Каждый момент, каждый эпизод, каждое лирическое отступление с точностью продумывались автором. Точно так же продумано и подчинено творческому замыслу соотношение частей произведения.
Первая глава «Мертвых душ» представляет собой своеобразное вступление, в котором читатель знакомится с основными действующими лицами. Здесь представлены краткие описания общества губернских чиновников. В следующих пяти главах дается подробная картина жизни, быта и нравов помещиков, олицетворяющих собой «благородное» сословие России, в каком-то смысле — «хозяев жизни». С седьмой по десятую главу автор более подробно описывает губернское общество, начиная с городских властей, мелких чиновников и заканчивая дамами «просто приятными» и «приятными во всех отношениях». Далее мы знакомимся с историей главного героя — мелкобуржуазного дельца Чичикова, приобретателя мертвых душ. Заканчивает свое произведение Н. В. Гоголь лирическими строками, посвященными горячо любимой России. Бричка Чичикова, русская тройка, «снаряженная» «ярославским расторопным мужиком», превращается в символический образ стремительного, «чудесного» движения Руси в неведомую даль.
В ходе повествования автор высказывает свои размышления о самых важных, самых острых общественных вопросах: о смысле человеческой жизни, о предназначении человека, о судьбе родины и народа. Всем этим размышлениям противопоставляются мрачные картины реальной жизни русских людей. Такое сочетание противоположных мотивов, включение в картины народных страданий лирических отступлений и зарисовок русской природы заставляет вздрагивать сердце человека. «Когда читаешь «Мертвые души», — говорил Герцен, — обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…» Однако такой подход к композиции произведения помог автору наилучшим образом осветить все стороны жизни России, изобразить быт, нравы, судьбы, стремления, принципы различных социальных слоев населения — от забитых крестьян до высокопоставленных сановников. Мастерское сочетание различных художественных приемов позволило писателю представить нашему взгляду Русь во всех ее проявлениях, со всем ее добром и злом, со всей ее правдой и ложью, достоинствами и пороками.
«Мертвые души» стали настоящей вершиной творчества писателя. Это глубоко реалистичное произведение, несмотря на странный, непривычный сюжет. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось, в частности, в многообразии описанных картин русской действительности, в способности раскрыть все стороны русской жизни, представить саму жизнь в постоянном движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Исследователь и критик Ю. В. Манн отмечал, что замысел «Мертвых душ» — «провиденциальный, с вытекающей отсюда тенденцией к абсолютности во всем — в понимании правды, в художественных решениях, в творческих силах писателя» . Вот почему произведение Гоголя наполнило «шумом своего появления целую эпоху» и оставило глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли.