На Главную

ГДЗ: Английский язык       Алгебра       Геометрия       Физика       Химия       Русский язык       Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ)       Программы и пособия       Краткое содержание       Онлайн учебники
Шпаргалки       Рефераты       Сочинения       Энциклопедии       Топики с переводами

 

Полезные раделы:
  1.Сборники сочинений - скачать >>>

  2.Рефераты по литературе >>>

  2.Краткое содержание литературных произведений и биографии писателей и поэтов.>>>

Сочинения по русскому языку и литературе.

                     Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”

 

        Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,

какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.

        Со времени   создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,

им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что   это - энциклопедия предреволюционной России, история,

запечатленная мастерски и жизненно,   но нельзя забывать, что в них много   общечеловеческого, подходящего не

только к прошлой, но и к нынешней жизни.

        “Человек - это великолепно!   Это звучит... гордо!” Эти слова,   сказанные на заре ХХ века,   определяли твор-

ческую   линию писателя. Он любил людей, поэтому   его   воображение,   пронизанное   прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.

        Но он же выступал и со страстным,   горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех

“свинцовых мерзостей жизни”.

        В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным   художественным   мастерством показаны те ужасные

условия   жизни, которые   толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда   человек   перестает   быть человеком. Да разве ж

это люди   обитают в омерзительной ночлежке Костылева ?   Они утратили все   человеческое, потеряли   даже   об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

        Конечно, во   многом они сами   виноваты в том, что с ними   случилось : у них   не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой,   желания трудиться,   преодолевать трудности. Но   виноваты и социальные условия. Это

была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В

каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

        Но даже и здесь, “на дне” жизни,   действуют   свои   неумолимые   волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-

властные,   эксплуататоры и   эксплуатируемые, хозяева и работники.   Законы общества   преследуют человека   от

рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних   все   гораздо обнаженнее, а

отношения   более   дикие. И в   этом   обвинение строю и обществу!   Жизнь   здесь для   нормального человека хуже

каторги. Она   толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-

ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.

        А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем

Наташа,   думает о светлых чувствах Настя, верит   в   свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и

осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени!   Даже собаки имеют клички, а мы нет!” -   с горьким чувством вос-

клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека,   выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у   этих забытых людей,   но   не   смогли отнять веры в лучшее. Этим   качеством с избытком обладал сам Горький,

наделял он им и своих героев.

        Странник Лука,   появляющийся в пьесе, сумел   заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но   после его   ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж   нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.

        Как   ореховая скорлупа,   раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим

крайне низко : “ Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.

        Пьеса утверждает : так больше жить невозможно !

        Многие свои мысли вкладывает   автор в уста Сатина. Порой   странно слышать   такие   высокие слова от ка-
торжника и шулера.   Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-

ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

        Пьеса   “На дне”   проникнута   горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя   это

действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,

выбрасывающего   людей “на дно”. Нет и не может   быть счастья, пока   человек   несвободен,   пока   несправедли-

вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !

        Сейчас, в   эпоху,   когда   мы   вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-

шим”, пьеса   Горького обретает иное значение. Это не   только   исторический   документ,   не   просто выдающееся

творение человеческого ума,   это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным

проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.